Актуальность
В соответствии с требованиями ФГОС, родители (законные
представители) становятся непосредственными участниками образовательного
процесса в ДОУ. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи
особенно актуален на современном этапе.
Педагогически грамотные родители понимают важность
музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить
эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним
концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями
музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе. Поиск новых форм сотрудничества
музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением
обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Сотрудничество ДОУ и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы
педагогов, предполагающее, прежде всего, всестороннее и систематическое
изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Основная задача музыкального руководителя состоит в
том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться
им, развивать музыкально-творческие способности, формировать
нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески
сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при
тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Поэтому взаимодействие
музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами.
Проблема: Недостаток
компетентности и заинтересованности родителей в вопросах музыкального
воспитания детей.
Цель: Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями с
целью повышения качества музыкального воспитания детей.
Вид проекта: долгосрочный, открытый,
коллективный, практический.
Участники проекта:
- Администрация МДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;
- Педагоги МДОУ – взаимодействуют с родителями (законными представителями) и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- Родители (законные представители) – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах, обмениваются опытом музыкального воспитания детей;
- Дети всех возрастных групп ДОУ, участвуют во всех видах музыкальной деятельности
Срок
реализации: июнь - май
Образовательная
область: «Художественно-эстетическое
развитие (Музыка)»
Интеграция
образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие»
Задачи:
§
Приобщать родителей (законных представителей) к
музыкальному искусству, развивая их музыкально-художественную деятельность
через совместную музыкальную, творческую и игровую деятельность.
§
Вовлекать родителей в воспитательно -
образовательный процесс, активизируя участие в различных мероприятиях ДОУ.
§
Пробудить интерес родителей к жизни детей в дошкольном учреждении через
инновационные формы взаимодействия ДОУ.
Ожидаемые результаты
проекта:
§
Создание оптимально комфортной среды развития ребёнка через согласование
позиций семьи и дошкольного образовательного учреждения;
§
Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к роли активных участников
в совместной музыкально-образовательной
деятельности;
§
Повышение интереса родителей к содержанию музыкальной деятельности дошкольного
учреждения;
§
Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального
обучения и
воспитания детей, повышение их педагогической культуры;
Формы взаимодействия с семьей:
§
Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия)
§
Мастер-классы, занятия-практикумы
§
Музыкальные гостиные
§
Дни открытых дверей
§
Совместные праздники и развлечения
§
Индивидуальные беседы, консультирование по вопросам
музыкального воспитания
§
Информационное сопровождение родителей по вопросам
музыкального воспитания
Материально-техническое
обеспечение проекта:
- Цифровое фортепиано
- Интерактивная доска
- Ноутбук, колонки
- Телевизор, планшеты
- Веб-камера
- Комплекты для организации
театрализованных постановок, кукольный театр Бибабо.
Этапы
реализации проекта:
I этап – Организационный
Срок реализации – июнь-август
Изучение и анализ методической литературы,
разработка проекта, разработка и подбор
методического сопровождения.
II этап – Подготовительный
Срок реализации - сентябрь
Знакомство родителей с проектом, определение
мотивов участия в предстоящей
деятельности.
III этап – Содержательный
Срок реализации – сентябрь - май
Организация совместной деятельности, активное
участие родителей в музыкально - творческой деятельности.
IV этап – Результативный
Срок реализации – май
Подведение итогов взаимодействия музыкального
руководителя с семьями воспитанников
Критерии
эффективности:
- Повышение
непосредственного участия родителей в совместных мероприятиях ДОУ
- Согласованность
действий педагогов и родителей
- Соответствие
действий участников проекта поставленным целям и задачам
- Заинтересованность
родителей, положительное общественное мнение
Календарный план реализации проекта
этап
|
Наименование
мероприятия
|
Содержание
мероприятия
|
Сроки/
период
|
Ожидаемые
результаты
|
Практические
материалы
|
Организационный
|
1.Изучение
источников теоретических знаний.
2.Разработка
проекта
3.Разработка
системы работы по проекту
|
Подбор,
изучение, анализ литературы и Internet
источников по теме проекта.
Разработка
проекта и плана реализации.
Подбор
организационно-методического инструментария работы по проекту.
|
Июнь-август
|
Педагогическая грамотность по вопросам
взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями.
Социально-значимый проекта.
Методическое обеспечение проекта.
|
Картотека источников информации
Проект «Мама, папа, я – музыкальная семья»
Конспекты
|
Подготовительный
|
Анкетирование
«Шагнем
вместе в мир музыки»
|
Письменные
ответы на вопросы, составленные в форме опросного листа, в том числе с помощью сайта ДОУ и рассылки на
электронную почту сети Internet
|
сентябрь
|
Выявление
заинтересованности родителей к участию в совместной музыкальной деятельности
ДОУ
|
Анкета
|
Содержательный
|
1. Музыкальные
НОД
«Кукла Катя в гостях у ребят», «Музыкальный
теремок», «Путешествие в лес», «Путешествие в сказку»
2. День
открытых дверей.
«Как малыши Курочку Рябу искали»
3.Участие
родителей в совместных праздниках и развлечениях.
Праздники и развлечения в соответствии с
комплексно-тематическим планом ДОУ
4.Мастер-классы,
занятия-практикумы
«Работа с куклой би-ба-бо», «Сказочные превращения»,
«Раз ладошка, два ладошка»
5.Музыкальные
гостиные
«Музыкальный паровозик», «Вечер одного композитора»
6.Информационное
сопровождение родителей по вопросам музыкального воспитания
«Наши песни и пляски»
«Мы играем в музыкальные игры»
7.Индивидуальные
беседы, консультации
«Спрашивайте-отвечаем»
|
Открытые показы музыкальной деятельности детей, в
том числе с использованием системы Skype.
Открытый показ музыкальной деятельности детей для
родителей будущих воспитанников
Помощь в организации, подготовке и проведении
мероприятий, исполнение ролей сказочных персонажей.
Совместная исполнительская деятельность музыкального
руководителя и родителей.
Слушание музыки, пение, любительские оркестры,
музыкальные импровизации
Предоставление информации по музыкальному воспитанию
детей на собственном профессиональном сайте, сайте ДОУ, проф.страницах групп соцсети ВК и Instagram
Педагогическое просвещение родителей. Рассылка на
электронную почту в сети Internet
|
ноябрь,
февраль
апрель
В
течение года
2
раза в год
2
раза в год
В
течение года
В
течение года
|
Обмен опытом, повышение педагогической культуры
родителей.
Информационная открытость дошкольного учреждения
Объединение усилий педагогов и родителей для
получения положительного эмоционального результата.
Повышение компетентности родителей в музыкальной
деятельности ДОУ
Рост уровня компетентности родителей по вопросам
художественно-эстетического развития детей
Ознакомление родителей с музыкальным репертуаром
группы, содержанием музыкальной деятельности.
Рост уровня компетентности родителей в вопросах
музыкального воспитания.
|
Конспекты музыкальных НОД
Конспекты музыкальной деятельности.
Сценарии праздников, развлечений с непосредственным
участием родителей.
Конспекты мастер-классов, занятий –практикумов
Конспекты музыкальных гостиных.
Информационные письма, памятки,
фоотчеты,
видеофрагменты муз.деятельности.
Материалы консультаций
|
Результативный
|
Анкетирование
«Музыкальный детский сад»
|
Письменные ответы на вопросы, составленные в форме
опросного листа, в том числе с помощью
сайта ДОУ и Internetпочты
|
май
|
Анализ системы взаимодействия музыкального
руководителя с родителями
|
Анкета
|
Практическая значимость
Проект может быть
использован в системе
воспитательно-образовательной работы любого дошкольного образовательного учреждения.
Заключение
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями
побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность
и решает многие вопросы музыкального
воспитания дошкольников. Повышается компетентность родителей в вопросах
музыкального воспитания, а так же повышается уровень доверия родителей к ДОУ.
Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника
образовательного процесса, понимание своей значимости в гармоничном развитии и
воспитании ребенка.
Список использованных источников:
1.
Арсеньева М.С, Наумова С.И, «Мы вместе! Семья как партнёр и активный субъект
дошкольного образовательного учреждения», образовательный проект,
2.
Рабская Е.В. «Современные формы работы с родителями по
музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС», образовательный проект
3.
Шулятьев Ю.А. «Инновационные подходы взаимодействия
музыкального руководителя с родителями ДОУ», образовательный проект