ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ДЕТСТВА, МУЗЫКИ И ФАНТАЗИИ!

20 декабря 2015 г.

Пальчиковая гимнастика. Осень


«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба



Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, сред­ний, безымянный, мизинец.
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем.

 Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

«Капуста»
Хором.
Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.
Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

«Осень»

По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам, и ребятам —
Всем подарки принесла.

Поднять руки вверх, кисти опущены.

Яблоки на веточках висели и скучали.

Покачать опущенными кистями.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Покачать поднятыми вверх руками.

Яблочки о землю громко застучали.

Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони вып­рямлены, пальцы соединены и напряжены.

«Сидит белка»
Хором.
Сидит Белка на тележке,
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начи­ная с большого.

Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Русская народная детская песенка)

«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,                (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал:                                     движения ладонями.)
Вот дубовый,                                     (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый                                                           на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.     (Спокойно укладывают ладони на стол.)

«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин.                      (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас,                                               (Показывают 10 пальцев.)
А он один.                                                     (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа.                    (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.      (Бросательное движение правой ру­кой.)
Он сердит на нас —                   (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!!                                                                                      их к груди.)
Разбегайтесь —                                      («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!

«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов,                      (Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов.                    (Показали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный —                          (Загибают пальцы на одной руке.)
Гриб опасный.
А второй — лисичка,     
Рыжая косичка.               
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом               (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.

 «Осень, осень»
  Осень, осень,                                       трем ладошки друг о друга
  Приходи!                                             зажимаем кулаки по очереди
  Осень, осень,                                       трем ладошки друг о друга
  Погляди!                                              ладони на щеки
  Листья желтые кружатся,                  плавное движение ладонями
  Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям
   Солнце нас уже не греет,                  сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
   Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны
   К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук
   Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
   Шапки, куртки надеваем                    имитируем
   И ботинки обуваем                             топаем ногами
   Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям
   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.       кулак, ребро, ладонь

«По полянке Мишка шел»

По полянке мишка шел           пальцы одной руки шагают по ладони другой
И в бочонке мед нашел.          царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал,           надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал.        круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда.                                             крепко зажать кулачки
Где же мед?                                           выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка — не найдет.                  ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.         указательными пальцами обеих рук стучим по коленям

«Квасим капусту»

- Это что еще за куст?                       Стоя, руки перед грудью в «замке»
- Это что еще за хруст?                     Куст «распружинился», подрос – руки соединены только
основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)
- Как же мне без хруста,                  Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. 
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,          «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами
ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
- Мы капусту солим, солим,            Обе руки сложены щепотью и «солят». 
- Мы капусту мнем, мнем,                Сжимаем и разжимаем кулаки
- А морковку трем, трем,                 Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их уровне груди и нажимайте на ладони с силой. 
- Все перемешаем!                       Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
- В бочки набиваем                           Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
- В погреб опускаем.        В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
- Эх, вкусная капуста!                       Выпрямляемся и гладим себя по животу.

«Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.


Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок,
Перец и морковку,
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого)
Наша Зина - молодец!
(Показывают большой палец).


Фрукты
Большой пальчик яблоки трясёт.
(Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.)
Второй их собирает.
(Разгибаем указательный палец.)
Третий их домой несёт.
(Разгибаем средний палец)
Четвёртый высыпает.
(Разгибаем безымянный.)
Самый маленький – шалун.
(Разгибаем мизинец)
Всё, всё, всё съедает.

Фрукты
Будем мы варить компот,
(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
(Загибают пальчики начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
(Опять «варят» и «помешивают».)
Угостим честной народ.
(Развести руки в стороны.)

Овощи
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки)

Овощи
Тянут, тянут бабка с дедкой
(Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
(Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.)
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка

ГРИБЫ
Красный-красный мухомор
 (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. 
(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! 
(Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! 
(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)