ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ДЕТСТВА, МУЗЫКИ И ФАНТАЗИИ!

18 ноября 2015 г.

"Как на масленой неделе"

Тематический досуг, старший дошкольный возраст 

Цель:
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Атрибуты:

  1. Мультимедийный экран, проектор, презентация, видеоклип «Масленица»
  2. Чучело Масленицы
  3. Платки для игр – большой и маленький.
  4. Элементы костюма Зимы – шапочка+накидка
  5. Блины, салфетки
  6. Атрибуты для игр на улице: канат, эмблемы 2 мороза и др.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 часть досуга проходит в музыкальном зале

Звучит песня «Масленица» (на экране видеоклип «Масленица»). Дети входят в зал, рассаживаются на места.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Собрались мы сегодня не просто так. Будем сегодня зиму провожать, Масленицу встречать, весну зазывать. А кто из вас знает, кто мне подскажет, что это за праздник такой – Масленица? (слайд 1)

 Ответ: Праздник провода Зимы.
Ведущий: С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. (слайд 2) Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся  - радуются, что  зима заканчивается и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.
Каждый день масленицы имеет своё название и свои дела (слайд 3)
 И так, начинается Масленица в понедельник – называется 1й день -  «Встреча» (слайд 4)
 В первый день сооружали и наряжали соломенное чучело, которое и называют – Масленица. Посмотрите и на нашем празднике тоже есть Масленица (обратить внимание на чучело, рассмотреть из чего состоит, как наряжена)
                   Здравствуй, Масленица дорогая,
                   Наша гостьюшка годовая!
                   Приезжай на конях вороных,
                   На саночках расписных.
                   Ой, да Масленица, на двор въезжает!
                   Широкая, на двор въезжает!
Ведущий: Вот такие песни распевали девушки и парни и разгуливали с соломенным чучелом по деревне. И  с самого первого дня  во всех домах  начинают печь блины.
Второй день – вторник – называется  «Заигрыш». (слайд 5)
В этот день начинали люди собираться на игры и веселье:
Устраивали  катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки, веселые поездки на санях. (слайд 6,7,8)
Ведущий: Третий день Масленицы – среда – «Лакомка. Сладкоежка» (слайд 9)
В этот день лакомились блинами и другими сладостями. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Ведь именно солнышко все ждут с нетерпением после холодной долгой зимы. (слайд 10)
Ведущий: Четверг – четвертый день Масленицы – Слыл разгульным и назывался «Широкая Масленица» или «Разгуляй – четверг» (слайд11)
В этот день устраивали карусели, пирушки, кулачные бои.
Ведущий: Пятый и шестой – пятница и суббота – были «Гостевыми днями» и посвящались посещению родственников.  (слайд 12)
У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
                   Как на масленой неделе
                   Из печи блины летели
                   Масленица, угощай
                   Всем блиночков подавай.
Ведущий: Воскресенье – седьмой, и последний, день Масленицы – был днем «Проводов зимы»: Чучело, сделанное из соломы ставили посреди площади  и сжигали. Так прощались с Масленицей.
 (слайд 13,14,15,16,17)
Ведущий: Костер догорал. И все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водить хороводы, играть в игры. Еще этот день называют «Прощенное воскресенье».Следует друг у друга просить прощение, прощать и забывать все обиды.
Ребята, а вы знаете, почему Масленица так называется? Какое слово вы слышите в это м названии?
Ответ: масло
Правильно, но Масленица происходит не от слова «масло», а от слова – «умасливать», то есть уговаривать, упрашивать, задабривать, сделать ласковым, добрым.
В давние времена люди пытались привлечь внимание солнышка, уговорить  побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и пекли блины – круглые, желтые, как солнышко. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить  хороводы. У русских считалось, что всё это «умасливают», упрашивают солнце, и этим самым делают солнышко добрее. Люди верили, что солнышко после праздника начинает печь намного сильнее, чаще появляться в небе.  Вот отсюда и название праздника – «Масленица».
И сейчас  наш праздник продолжится играми, да весельем.
1. Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Общий круг. Водящий  игры выбирается считалкой
Считалка:  Раз, два, три, четыре, пять!
                     Мы собрались поиграть.
                     К нам сорока прилетела
                     И тебе водить велела.
У водящего в руках небольшой  платок. Дети под музыку не спеша, ведут хоровод вправо, водящий помахивает платком, стоя на месте. С изменением музыки водящий легко бежит по кругу, дети хлопают в ладоши. С окончанием музыки водящий останавливается около 2 стоящих рядом детей.  Все пропевают слова:  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, 1,2,3 - гори!». Выбранные двое детей разбегаются в разные стороны, стараясь как можно быстрее вернуться на свое место и выхватить у водящего платок. Игра повторяется с новым водящим.
2. игра «Прятки под платком» Т.Ломовой
Дети стоят по кругу. В руках одного из них – большой платок. Под звучание медленной части музыки дети неторопливо передают платок друг другу. С окончанием ребенок, в руках которого окажется платок выходит в центр круга – он ведущий. Дети двигаются подскоками по кругу или ведут хоровод, ведущий помахивает платком. Как только музыка стихает, все присаживаются на корточки, спрятав глаза за ладонями, ведущий расправляет платок и накрывает кого-либо из детей. С окончанием музыки дети встают и пытаются отгадать, кто спрятан под платком.
3. Загадки
v     Тетушка крутая, белая да седая,
 В мешке стужу везет, на землю холод трясет.
 Сугробы наметает, ковром землю устилает (зима)
v     Заря – заряница, красная девица,
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной, с ключевой водой. (весна)
v     Круглое и яркое
Дарит всем тепло.
Встало утром рано
По небу пошло.   (солнце)
v     Праздник этот знаем мы,
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.  (масленица)
v     Что за место, вы скажите,
Как назвать его друзья?
Будто в модном магазине
Можно всё купить всегда.
Есть прилавки и витрины
Продавцы у них стоят.
Раз в году они выходят
Сувениры продавать.  (ярмарка)
v     У масленицы герой один –
Круглый, вкусный, а зовут его? (блин)

Ведущий: Масленица – праздник провода зимы. Давайте и мы проводим Зимушку веселой игрой. Вставайте все с общий круг, будем выбирать Зимушку.
Считалка: Ух, ты, Зимушка-зима,
                   Все дороги замела,
                   Все дороги, все пути
                   Ни проехать, ни пройти
                                  
4. Музыкально-подвижная игра «Зимушка» С.Насауленко
Дети стоят в кругу. Зимушка  - в центре круга. Дети поют песню и идут по кругу, Зимушка приплясывает:
Весело, весело,
Холодно зимою.
Зимушка, зимушка,
Пляшем мы с тобою.
Поиграй-ка с нами, - сужают круг
Закидай снежками, - расширяют круг
Догони-ка всех детей. - хлопают
Убегай скорей!
С окончанием дети разбегаются, Зимушка их ловит – «замораживает», дети застывают в любой позе, изображая животных, персонажей сказки и т.д.
5. Музыкально-подвижная игра «Снег, лёд, кутерьма»
  Сейчас мы поиграем ещё в одну интересную зимнюю игру, которая называется «Снег, лёд, кутерьма». Я буду выполнять роль Зимы, которая будет вас замораживать в разных позах. Послушайте правила игры. Будьте внимательны!
Ведущим игры является воспитатель. Все дети встают врассыпную по залу, в произвольном порядке. С началом звучания музыки дети произвольно двигаются по залу, танцуют. С окончанием  Ведущий громко произносит слова: «Парами вставайте, спинками примерзайте!»  Дети в быстром темпе ищут себе пару и плотно прижимаются друг к другу спинами и перестают шевелиться. Ведущий обходит пары, проверяя, кто выполнил неправильно или зашевелился, тот выбывает из игры. С началом звучания музыки игра возобновляется. По ходу игры Ведущий заменяет слова «Спинками» на другие по своему усмотрению «ладошками, щечками, носиками, животиками, пальчиками и т.п.» Игра проводиться по типу «Море волнуется раз..»
Ведущий:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Ребята, а вы знаете из чего пекут блины?
Ответ: из теста
А из чего тесто делают?
Ответ: Мука, молоко, яйца, сахар, соль
Наступило время  проверить ваши ответы, послушать  песню про блины, да и блинами угоститься!
 «Блины» р.н.п.

2 шеренги стоят друг напротив друга. Шеренги по-очередно сходятся в центр и расходятся, пропевая слова:

1 шеренга:
Кто с нами, кто с нами, муку насыпать?

2 шеренга:
Мы с вами, мы с вами муку насыпать!

1 шеренга:
Кто с нами, кто с нами молоко вливать?

2 шеренга:
Мы с вами, мы с вами молоко вливать?

1 шеренга:
Кто с нами, кто с нами яйца разбивать?

2 шеренга:
Мы с вами, мы с вами яйца разбивать!

1 шеренга:
Кто с нами, кто с нами сахар насыпать?

2 шеренга:
Мы с вами, мы с вами сахар насыпать!

1 шеренга:
Кто с нами, кто с нами тесто мешать?

2 шеренга:
Мы с вами, мы с вами тесто мешать!

1 шеренга:
Кто с нами, кто с нами пирог выпекать?

2 шеренга:
Мы с вами, мы с вами пирог выпекать!

2 шеренги сходятся в центр, берутся за руки, образуя воротики. Через них Ведущий выносит блины  на подносе.
Ведущий: С пылу, с жару, да со сковороды
                  Для всех вкусные блины!
 Дети угощаются блинами, праздник продолжается на улице (групповая площадка).
2 часть досуга
Под руководством воспитателей проводятся народные игры и соревнования.
1.      Перетягивание каната
2.      Два Мороза
3.      Ручеек
ВСЕ УЧАСТНИКИ ВСТАЮТ ПАРАМИ, ДЕРЖАТСЯ ЗА РУКИ, ОБРАЗУЯ ДЛИННЫЙ КОРИДОР. ВЕДУЩИЙ ИГРЫ СТАНОВИТСЯ ВПЕРЕДИ КОРИДОРА. ПОД МУЗЫКУ ВЕДУЩИЙ ПРОХОДИТ В КОРИДОР, ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ПАРУ, СТАНОВИТСЯ В КОНЕЦ. ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ  ПАРЫ УЧАСТНИК ПРОХОДИТ В НАЧАЛО КОРИДОРА И ИГРА ПОВТОРЯЕТСЯ.
4.      Золотые ворота.
НЕБОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТОЯТ В КРУГУ С ПОДНЯТЫМИ РУКАМИ, УСЛОВНО ЯВЛЯЯСЬ «ВОРОТАМИ». ДРУГАЯ ЧАСТЬ ДЕТЕЙ ВЫСТРАИВАЕТСЯ В ЦЕПОЧКУ. «ВОРОТА» ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА:
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
ПРОХОДИТЕ ГОСПОДА
ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОЩАЕТСЯ
ВТОРОЙ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
А НА ТРЕТИЙ РАЗ
НЕ ПРОПУСТИМ ВАС.
В ЭТО ВРЕМЯ  ВПЕРЕДИ СТОЯЩИЙ В ЦЕПОЧКЕ РЕБЕНОК  ВВОДИТ  И ВЫВОДИТ ОСТАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ В ВОРОТА. С ПОСЛЕДНИМИ СЛОВАМИ «ВОРОТА ЗАКРЫВАЮТСЯ» (ДЕТИ ОПУСКАЮТ РУКИ) ТЕ, КТО ОКАЗАЛСЯ ПОЙМАНЫМИ В КРУГУ, ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ВОРОТАМ. ИГРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА В ЦЕПОЧКЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ 3-4 ДЕТЕЙ.

И другие игры по усмотрению педагога.