ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ДЕТСТВА, МУЗЫКИ И ФАНТАЗИИ!

18 августа 2014 г.

Музыкально-дидактические игры

     
 «ТРИ ЦВЕТКА»
                                         
 Определение характера музыкального произведения

Игровой материал: 3 плоскостных цветка (в центре цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих 3 типа  характера музыки:
· грустная, печальная, жалобная
· веселая, радостная, задорная, озорная.
· спокойная, ласковая, неторопливая, убаюкивающая.
2в—у детей по 1 цветку изображающий характер.
Ход Педагог проигрывает музыкальное произведение. Вызванный ребенок выходит и показывает соответствующий цветок. Все дети активно участвуют в обсуждении характера произведения. Если произведение известно детям, то ребенок произносит название и композитора.
2в: Педагог проигрывает произведение. Дети, чьи цветы соответствуют характеру проигранного произведения поднимают их.
 Автор—З.Роот.


«КАКОГО ЦВЕТА МУЗЫКА»
Ст.д/в
Цель: Определение характера музыкального произведения.
Игровой материал: цветные карточки на магнитах.
Ход игры: Педагог проигрывает музыкальное произведение. Вызванный ребенок выходит и показывает карточку, по его мнению, подходящую характеру звучания, обосновывает свой выбор.

2в: Карточки раздают детям, по 1 – 2 шт. каждому. Педагог проигрывает произведение, дети демонстрируют карточки,  соответствующие характеру прослушанного.

«ТРИ МЕДВЕДЯ»
  ср.гр.
 Развитие ритмического слуха

Игровой материал: У педагога—бубен (барабан, ритмические палочки, кубики), у детей по 1му плоскостному изображению медведя.

Ход: Педагог: «Вы помните сказку три медведя? В последней комнате Машенька прилегла на самую маленькую кроватку и заснула а в это время вернулись медведи домой. Давайте вспомним как их звали: медведь -папа Михайло Иванович, самый большой, самый тяжелый, ходит медленно, не спеша, вот так (отстучать ритм—половинные). Мама Настасья Петровна, ходит вот так (восьмые). А маленький медвежонок Мишутка бегает быстро-быстро, вот так (шестнадцатые). Послушайте кто первый пришел в избушку.» Педагог отстукивает ритмический рисунок, дети называют кто пришел и поднимают соответствующую карточку.
  Автор—З.Роот.

«БУБЕНЧИКИ»
ст.д.в.
Развитие звуковысотного слуха

Игровой материал: Изображение домика с тремя окошками. Карточки—бубенчики (желтый, красный, синий).

Ход:  Педагог: «В одном сказочном домике жили-были три веселых бубенчика «ДИН_ДАН_ДОН», у каждого было не только свое звонкое имя, но и своя песенка. Бубенчик ДИНЬ пел тоненьким голоском «Динь-Динь-Динь”( проиграть верхний звук мажорного трезвучия), он носил желтую рубашечку и жил на самом высоком этаже домика. Бубенчик ДАН пел средним голоском (проиграть) «Дан-Дан-Дан», он носил красную рубашку и жил на втором этаже домика. А бубенчик ДОН пел низким голосом    «Дон—Дон—Дон» (проиграть), у него была синяя рубашка и он жил на первом этаже. Посмотрите на домик, догадайтесь какой бубенчик живет выше всех, какой посередине, а какой ниже. Давайте споём песенку каждого бубенчика и покажем их место в домике.

«ГУСЕНИЦА»
Ср/ст.д.в.
 Развитие чувства ритма

Игровой материал: Пособие—гусеница: голова, животики с ритмическими рисунками.
Ход: Педагог: «Посмотрите—это веселая гусеничка Даша. У Даши много разных животиков с ритмическими рисунками. Давайте вспомним, что обозначают большие и маленькие кружочки, как их называют («та» и «ти»). Далее педагог приставляет к головке гусеницы несколько животиков и предлагает детям проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на музыкальном инструменте (по выбору) получившийся ритмический рисунок. Задание выполняется как индивидуально, подгруппами и всей группой.
Усложнение: Разделить детей на 2 команды. Одна команда отхлопывает ритмический рисунок одного животика, другая—ритмический рисунок другого. (либо несколько).
Это упражнение развивает внимание, наблюдательность, умение слышать и слушать игру других.
Автор—И.Каплунова,И.Новоскольцева

  «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
  2 мл.гр.

Цель: Формирование умения подыгрывать на ДМИ, развитие чувства ритма

Материал: ДМИ—бубны, ложки, погремушки, бубенчики, сундучок.
Ход:  Педагог приносит на занятие сундучок с ДМИ, проигрывает веселую русскую плясовую мелодию и предлагает детям устроить веселый оркестр с помощью музыкальных инструментов. Дети рассматривают музыкальные инструменты, педагог напоминает малышам как правильно их нужно держать, как получать звук, договариваются в какой последовательности будут играть—кто сначала, кто потом, когда вместе.

Рекомендации: оркестр разучивается в медленном темпе и с помощью воспитателя группы.

 «ВЕСЕННЯЯ СИМФОНИЯ»
Ср.гр
Цель: Формирование умения подыгрывать на ДМИ, развитие чувства ритма

Материал: ДМИ—металлофоны, колокольчики, ложки, свистульки.

Ход: Педагог предлагает детям сыграть весеннюю симфонию, прочитывается стишок и обсуждается звуками каких инструментов можно передать журчание ручейка, капель, птиц.

Слышен первый голосок,
Это первый ручеек.
(звучит металлофон и глиссандо)
Весело запели,
Звонкие капели.
(звенят колокольчики и треугольник)
Птицы застучали,
Запели, затрещали.
(вступают свистульки и ложки)
Всем на удивление
Песенка весенняя.

Оркестр исполняет «Детскую польку» М. Глинки

«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

Мл.гр.
Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: 4 большие карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены—гусь, курица, утка, птица. На маленьких—гусенок, утенок, цыпленок и птенчик.

Ход:  Педагог «В одном дворе жили—курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птичка с птенчиками. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь и все спрятались. Мамы потеряли своих детишек. Первой стала звать своих детей мама—утка (показать картинку): «Где мои утята, милые ребята (ре1-ля1). Кря, кря (поёт на ре1). Дети у которых на карточках изображены утята, поднимают их и поют «Кря-кря» (ля1). Педагог забирает карточки утят и продолжает: «Обрадовалась мама –утка, что утята нашлись. Вышла мама курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята?» и т.д. Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.
Автор—Н.Кононова


«СКОЛЬКО  НАС ПОЁТ?»
подг.гр.
Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Набор из 3 карточек для каждого ребенка. На каждой карточке схематическое изображение 1,2,3 поющих детей.

Ход: Педагог просит рассмотреть карточки. Показать на какой поёт 1 ребенок, на какой 2, на какой 3. Педагог изображает звучание 1,2 и 3 голосов. Просит детей закрыть глаза и послушать, сколько голосов звучит. Затем открыть глаза и показать соответствующую карточку.

 «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД»
  Ст.д\в

Цель: Формирование умения подыгрывать на ДМИ, развитие чувства ритма

Материал: ДМИ—бубны, ложки, погремушки, бубенчики, барабаны, металлофоны.
Музыкальное сопровождение—любое 2х частное произведение.
Ход:  На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент 1 части («Добрый жук» Спадавеккиа) начинают играть на том инструменте, который лежал перед ними. С началом 2 части аккомпанемента дети кладут инструменты на стул и двигаются по кругу (легкий бег, шаг польки, подскоки, хоровод). С началом звучания 1 части  вновь играют на том инструменте который лежит перед ними. Игра повторяется 4-5 раз.

 «СЫГРАЙ-КА»
Ср.гр


 Цель: Формирование умения подыгрывать на ДМИ, развитие чувства ритма

Материал: ДМИ—бубен, ложки, колокольчик, бубенцы.

Ход: Для игры необходим только один музыкальный инструмент. Дети встают в общий круг. Под веселую плясовую дети начинают передавать музыкальный инструмент друг другу. С изменением музыкального сопровождение тот, у кого в руках окажется инструмент, играет на нем, остальные дети хлопают или произвольно пляшут. Игра повторяется.

Музыкальный инструмент следует менять с целью поддержания интереса детей.

«ЛОШАДКА»
2 мл.гр.
Цель: Формирование умения подыгрывать на ДМИ, развитие чувства ритма

Игровой материал: деревянные ложки или палочки (грецкие орехи в скорлупе)
Ход: Педагог показывает детям, как цокают копыта у лошадки (стучит ложкой о ложку), предлагает попробовать вместе. Затем педагог прочитает стишок с показом:

Цок-цок-цок – лошадка скачет,
Цок-цок-цок – стучать
Цок-цок-цок – копытцем бьет.
Цок-цок-цок – стучать
Цок-цок-цок – тележку тащит
Цок-цок-цок – стучать
На тележке нас везет
Цок-цок-цок – стучать

Далее педагог и дети вместе «цокают копытцами»
Рекомендации: Слова и действия выполняются в медленном темпе. На следующем этапе можно стишок переложить на простую мелодию, тогда дети будут исполнять с музыкальным сопровождением и подпевать себе.

      «ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»
Ст.д/в.
                                        
Развитие ритмического слуха

Игровой материал: 5 матрешек разной величины, деревянные ложки (ритмические палочки, кубики)

Ход:  Педагог расставляет на столе перед детьми матрешек. У детей по 2 деревянные ложки. Педагог: «Познакомьтесь ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как пляшет Дашенька.» Педагог берет матрешку и отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют ритм деревянными ложками. Таким образом дети знакомятся со всеми матрешками, повторяя разные ритмические рисунки.
 Автор—З.Роот.

«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»
  ср./ст.д.в.
 Развитие ритмического слуха

Игровой материал: У педагога— большая матрешка, у детей—ритмические палочки.

Ход: Педагог: «Сегодня, ребята, я вас познакомлю с удивительной куклой Глашенькой. Ох, и плясать -то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она потопает, так вы и повторяйте».

Дети повторяют ритмический рисунок ритмическими палочками или хлопками, притопами. Можно раздать детям ложки, кубики, бубны и разделить детей на подгруппы.
  Автор—З.Роот.


 «СЫГРАЙ, КАК Я»
Ср/ст.д.в.
Развитие ритмического восприятия, слухового внимания.


Игровой материал: у педагога—бубен, у детей—ритмические палочки

Ход:  Педагог проигрывает на бубне ритмический рисунок (в зависимости от возрастной группы) и просит детей повторить, всем вместе или индивидуально. Игру можно провести как подвижную, в этом случае дети встают в общий круг, за кругом раскладываются несколько наборов ритмических палочек (кубики, бубны, ложки). В центре круга ведущий. Под музыку дети двигаются по кругу (ведут хоровод, подскоки, легкий бег), ведущий играет на бубне стоя на месте. По окончанию музыки дети останавливаются и берут музыкальные инструменты, если те оказались за ними. Ведущий проигрывает ритмический рисунок, дети с инструментами в руках повторяют. Игра повторяется.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОЛЧОК»

Развитие музыкальной памяти, поддержание интереса к музыкальной деятельности.

Игровой материал: Пособие—музыкальный волчок, представляет собой круг, разделенный на 4—5 сектора, в центре стрелка, на подставке; картинки по содержанию знакомых детям песен, танцев, музыкальных игр.
Ход: Педагог показывает детям пособие, по секторам раскладывает картинки знакомых детям песен (танцев, игр..) и предлагает чудесным образом узнать, какую песенку предлагает им исполнить музыкальный волчок. Педагог раскручивает круг, когда он останавливается дети смотрят направление стрелки и весело, с  желанием выполняют задание (поют песню).  Игра продолжается. (картинки на освободившиеся сектора докладывать не следует)
В такой игровой форме можно провести  репетицию перед выступлением на утреннике, весело и непринужденно повторить весь музыкальный материал разученный с детьми.

                               «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК»
                                          ст.д.в.

Развитие звуковысотного слуха, умения точно интонировать мелодию

Игровой материал: На планшете изображен домик с вырезанным окошком. Перед домом стоит гномик и звонит в дверной колокольчик. В окошко вставляется карточка с изображением закрытых ставень и головы девочки.
Ход:  Педагог играет на металлофоне простую мелодию на двух-трех звуках. Один из детей повторяет эту мелодию, пропевая ее на слово «динь». Если мелодия исполнена правильно педагог двигает полоску так, чтобы в окне появилась девочка. Если мелодия исполнена интонационно неверно, окошко в домике не открывается.

«ПАРОВОЗ»

  Ср/ст.д.в.
Развитие чувства ритма

Игровой материал: Изображение паровоза, несколько вагонов, картинки с изображением животных, ритмические карточки.

Ход:  Педагог: «Сегодня к нам в гости приехал вот такой чудесный паровоз (показ). Посмотрите, кто сидит в кабине машиниста? Сколько у паровоза вагонов?. ( затем в вагоны вставляются ритмические карточки)  Посмотрите, паровоз продолжает свой путь. Паровоз едет, гудит, машинист поет песенку, а вагончики стучат своими колесами (педагог проговаривает ритмическую цепочку). Давайте покажем, как стучат колеса. (ритмическая цепочка проговаривается, прохлопывается, протопывается, проигрывается на музыкальных инструментах)

 «ИГРА С ЛАДОШКАМИ»
Ср/ст.д.в.
Развитие чувства ритма

 Ход: Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Одно упражнение делается то тех пор, пока большинство детей не будет выполнять его правильно. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. Упражнение сменяется другим, как только большинство детей справиться с заданием. Выполнять на одном занятии можно не более 4 комбинаций, в сдержанном темпе. Можно пошутить с детьми на послед.четверть сделать «рожки», «крылышки», «ушки» и т.д.

1.4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 р.)
2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения)
3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением)
5. 1 раз по коленям, 3 раза в ладоши.
6.4 раза в ладоши.
7.3 раза в ладоши, 1 раз по коленям.
8.2 раза в ладоши, 2 раза по коленям.
9. 1 раз в ладоши, 3 раза по коленям.
10.2 раза по одному колену, 2 раза по другому. И т.п.



Архив блога