(упражнение
для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба
Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко
позевала. - дети зевают
Травку
сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. - глотают
На
кувшинку села,
Песенку
запела:
"Ква-а-а-а! -
произносят звуки отрывисто и громко
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у
Кваки хороша!
«Птенчик»
(стимуляция движений нижней
челюсти)
1) Откидывание челюсти вниз с максимальным
вытягиванием языка к подбородку.
2) Откидывание челюсти вниз с максимальным
вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звука «а» на твердой
атаке.
Открывание
рта с поворотами головы вправо-влево.
«Подуй на чай»
Положить широкий язык на
нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.
«Ой, как вкусно!»
Рот открыт. Губы в улыбке.
Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть
язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя
челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
«Улыбка»
(для губ)
Улыбнуться. Губы сжаты.
«Трубочка»
Педагог.
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну... (Т. Буденная)
Педагог.
Вот играет дудочка,
Дудочка-погудочка.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед,
как при звуке «у».
Упражнения
выполняются поочередно 5—7раз.
«Покатай
во рту конфетку»
(на динамическую организацию движений
кончика языка внутри рта).
Педагог.
Мишка пьет
горячий чай
И сосет
конфетку.
Не облейся
невзначай,
Завяжи
салфетку.
(О. Высотская)
Рот
закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз.
Следить, чтобы челюсть не двигалась.
«Лошадка»
(для укрепления мышц языка, выработки
подъема языка)
Рот открыт. Губы в улыбке.
Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком
оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт.
«Киска умывается»
(для
укрепления мышц
языка, развития подвижности кончика языка).
языка, развития подвижности кончика языка).
Рот открыт.
Губы
в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочередно к
верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.
в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочередно к
верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.
«Зевок»
(для активизации мышц зева и
глотки).
Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
«Киска лакает молочко»
(для
укрепления мышцы языка).
Рот
открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение
назад-вперед. Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до
внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы
и челюсть должны быть неподвижны.
и челюсть должны быть неподвижны.
«Чашечка»
(для укрепления мышцы языка,
вырабатывания подъема боковых краев и кончика языка, умения удерживать язык в таком положении).
вырабатывания подъема боковых краев и кончика языка, умения удерживать язык в таком положении).
Рот открыт. Губы в улыбке, высунут язык.
Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена,
прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить,
чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
«Болтушка»
(для
выработки подъема языка,
развития гибкости и подвижности его передней части).
развития гибкости и подвижности его передней части).
Педагог.
Зайка домик увидал,
Зайка
губку облизал,
Что-то нам залопотал.
Рот открыт.
Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней
губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть,
как бы поглаживая губу.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась
на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Барабан»
(для вырабатывания подъема
языка, развития умения делать кончик языка напряженным, развития его
подвижности).
Педагог.
Барабан мы в руки взяли,
На нем звонко заиграли.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком
языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося
звук «д-д-д...» Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно темп
убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, чтобы
звук «д» носил характер четкого удара, а не был «хлюпающим». Звук «д» произносится
так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
«Гармошка»
(для
укрепления мышцы языка, выработки умения удерживать язык в вертикальном
положении, растягивания подъязычной уздечки).
Рот открыт. Губы в улыбке Широкий язык прижать
к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше
удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в
улыбке и оставались неподвижными, а язык не
провисал.
провисал.
«Зайка»
Педагог.
Зайчик отправился на
прогулку.
Вот он с горки
покатился,
1)
Упражнение
«Горка» (для вырабатывания подъема средней части спинки языка, умения быстро
менять положение языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка
упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка приподнимается до
соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.Следить, чтобы нижняя
челюсть не двигалась.
Педагог.
Вдоль
заборчика скакал,
2) Упражнение «Заборчик» (для укрепления
круговой мышцы рта, развития умения удерживать губы в улыбке). Зубы сомкнуты.
Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
Педагог.
На качелях покачался,
3)
Упражнение
«Качели» (для выработки умения быстро менять положение языка, развития его
гибкости, точности движений кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий
язык положить сначала на верхнюю губу, затем на нижнюю. Следить, чтобы язык не
сужался, нижняя челюсть не двигалась.
Педагог.
И в футбол он поиграл,
4)
Упражнение
«Загнать мяч в ворота» (для вырабатывания плавной, длительной, непрерывной
воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык
высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты, выдыхать воз дух. Как бы
произнося длительно звук «ф». Следить, чтобы не надувались щеки, дети должны
произносить звук «ф», а не «х»!
Педагог.
Гол
забил, заулыбался,
5) Упражнение «Улыбка» (для развития круговой
мышцы). Улыбнуться так, чтобы были хорошо видны зубы.
Педагог.
Свои
зубки показал.
«Автомат»
(для выработки подъема языка, гибкости и
подвижности кончика языка).
Рот
открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т...» — сначала
медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы и нижняя челюсть была
неподвижна, чтобы звук «т» носил характер четкого удара, а не «хлюпал».
«Маляр»
Педагог.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
(Т. Буденная)
2) Упражнение «Маляр» (для выработки
движения языка вверх). Рот
открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения
языка назад-вперед (от зубов к нёбу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался,
нижняя челюсть не двигалась.
«Колокольчик»
(стимуляция движений кончика языка)
Педагог.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
1) Дотронуться кончиком языка до правого угла
рта и зафиксировать данное положение.
2) Дотронуться языком до левого угла рта и
зафиксировать данное положение.
3) Дотронуться кончиком языка до верхней губы
и зафиксировать данное положение.
4) Дотронуться кончиком языка до нижней губы
и зафиксировать данное положение.
5) Произвести движение кончиком языка по
верхней губе (имитация облизывания губы).
6)
Произвести
движение кончиком языка по нижней губе.
7) Произвести круговое движение кончиком
языка по верхней и нижней губе.
8) Протискивать язык с силой между зубами
наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
«Приключение
Язычка»
(автор
— Т. Буденная)
Педагог.
Приоткрыл
Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш
потянулся,
Широко нам улыбнулся.
1) Упражнение
«Иголочка» (для укрепления мышцы языка) Рот открыт. Губы растянуты — в улыбке.
При высовывании языка наружу «иголочкой» языку придается возможно более
заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался.
2) Упражнение «Блинчик»
Педагог.
А потом пошел
гулять,
По ступенечкам
шагать.
3) Упражнение «Язычок перешагивает через зубы»
(для укрепления мышцы языка, развития гибкости и точности движений кончика
языка, умения им управлять). Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким
языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким
языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался,
нижняя челюсть и губы были неподвижны.
Педагог.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора,
Стала кисточка плясать,
Нам потолочек не узнать.
5)
Упражнение
«Маляр»
Педагог.
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
6)
Упражнение
«Чьи зубы чище» (для вырабатывания подъема языка, гибкости и подвижности
кончика языка, умения управлять кончиком языка). Рот открыт. Губы в улыбке.
Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая
движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались
на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Педагог.
Язычок наш
кончил дело,
Отдыхать
он может смело.
Вышел
язычок гулять,
Звери где живут, узнать.
«Расческа»
Улыбнуться, закусить язык зубами.
«Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска
А зовут меня … (расчёска)
«Часики»
Улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик – так, тик – так.
Язычок катался так,
словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«Качели»
Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
«Котик Рыжик»
Утро с Котиком Рыжиком
Котик Рыжик утром встал,
Дети потягиваются;
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево —
В улыбке открыть рот и кончиком языка
Чистим зубки мы умело.
Сильно «почистить» за
нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6
раз;
Пополощем ротик,
Имитация полоскания рта;
Как чистюля Котик.
Рыжик наш расческу взял
В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал.
«протаскивать» язык между зубами
Мы за ним не отстаем –
вперед-назад;
Всё покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Рыжик спинку выгибает,
Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за
нижние зубы, «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми;
Рыжик спинку прогибает.
Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы;
А теперь язык наш — мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!!
Рот закрыть, кончик языка
с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под
щекой надувались «мячики»;
Вот и завтракать пора:
Улыбнуться, открыть рот,
Котик
нам напек блины,
Со сметаною они.
положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать
под счет до 5-ти;
Как сметану любит Котик?
Оближи скорее ротик.
Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу;
А теперь чаек попьём.
Чай мы в чашечку нальем.
Улыбнуться, открыть рот,
высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде
чашечки;
Рыжик сыт, Рыжик рад!
Рыжик любит всех ребят!
Ритмично хлопать в ладоши.
Котик Рыжик в детском саду
Котик Рыжик стал скучать –
Не с кем дома поиграть.
дети зевают;
Чтоб друзей себе найти,
Надо в детский сад пойти!
улыбаются;
Рыжик лапки причесал,
«протаскивают» язык между зубами вперед-назад;
Язычком их облизал,
облизывают рот по часовой стрелке;
Влево-вправо потянулся
сильно высовывают язык то вправо, то влево;
И, конечно, улыбнулся.
улыбаются;
Мяу! Мяу! Малыши
Веселимся от души!
хлопают в ладоши;
Мы достанем с верхней полки
Наш веселый, звонкий мяч.
тянут кончик языка вверх к носу;
Покатаем мяч по полю,
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать
то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»;
А потом помчимся вскачь
быстрые движения кончиком языка вверх-вниз;
Круглый обруч мы возьмем
округляют рот, словно произнося букву «о»;
И крутить его начнем.
А теперь, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки!
показывают язык, затем быстро прячут его за зубы —
несколько раз;
Рыжик целый день играл,
Только к вечеру устал.
дети потягиваются;
Дома на кроватке
Спит Котенок сладко.
дети кладут голову на сложенные ладошки
«Котик Рыжик зимой»
Раз-два-три-четыре-пять, - широко раскрыть рот, подержать
Будем с Рыжиком гулять!
Раз-два-три-четыре,
Рот откроем мы
пошире.
Пожевали, - жевательные движения с закрытым ртом
Постучали. –
постучать зубами
И с котенком
побежали. – движение языком вперед -
назад
Кот снежинки ртом ловил, - ловить ртом
воображаемые снежинки
Влево, вправо он
ходил. – движение языком вправо - влево
Скучно Рыжику,
ребятки!
Поиграем с ним мы в прятки. – то втягивать губы внутрь рта, то высовывать
вперед узкий напряженный кончик.
Рыжик прятаться
устал,
Рыжик - ух! - сердитым стал. – выгибание
вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к
нижним зубам.
Мы погладим котика – упражнение
«Расчесочка»
Все покажем ротиком.