(для укрепления корня языка).
Четко произносить чередование звуков «к-г».
«Вертолет»
(для тренировки артикуляционного уклада звука «р»).
Переплести пальцы рук корзиночкой, (указательные пальцы соединить («хвост
вертолета»), крутить большими пальцами, произнося длительно звук «р».
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
(Л. Савина)
«Пароход»
(для выработки подъема спинки (и
корня языка, укрепления мышцы языка).
Длительно произносить звук «ы» («как
гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в
глубине рта, спинка хорошо
выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
«Танк»
(для развития точности движений
конника языка).
Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по
верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»
Танк на войне боевая машина.
Сильная, смелая, несокрушимая.
(В. Цвынтарный)
«Самолет»
(для укрепления мышц зева и глотки).
Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у».
Самолет гудит.
Он сейчас взлетит.
Шлем надел пилот,
Звать его Енот.
(В. Степанов)
«Автомат»
(для выработки подъема языка, гибкости и
подвижности кончика языка).
Рот открыт.
Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними
зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т...» — сначала медленно,
постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы и нижняя челюсть была неподвижна,
чтобы звук «т» носил характер четкого удара, а не «хлюпал».