(Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания)
Педагог.
Тили-тили-тили-бом!
Сбил
сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и
энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко
мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы
к щекам.
Поскорее
сбегай в лес,
Сделай Заиньке
компресс.
Раздвинуть указательный и средний
пальцы, остальные сжать в кулак, массировать
точки, находящиеся перед и за ухом.
«Разминаем пальчики»
Педагог.
Разминаем пальчики,
раз-два-три!
Разминаем пальчики —
ну-ка, посмотри!
Сжимать и разжимать пальцы.
Вот бежит Лисичка,
раз-два-три!
Хитрая сестричка,
ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз-два-три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Делать плавные движения руками, поочередно выдвигая
вперед руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.
Хитрая
Лисичка — вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Придать лицу выражение хитрости.
Вот Лисичка злая,
ой-ой-ой!
От нее скорее убегу домой.
Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.
У Лисички нашей грустный вид,
Сидит одна Лисичка и грустит.
Изобразить грусть — опустить голову и уголки рта вниз.
Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Улыбнуться.
«Лиса»
(гимнастика для глаз с проговариванием
чистоговорки)
Са-са-са — вот идет
Лиса.
Су-су-су — видим мы
Лису.
Сы-сы-сы — хвост
пушистый у Лисы.
Са-са-са —
Лисонька-краса.
За-за-за — закрывай глаза.
Ся-ся-ся — вот и
сказка вся.
Движения глазами вправо — влево, вверх —
вниз, вправо — влево, вверх — вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.
«Мышка»
(массаж кистей рук)
Педагог.
Мышка
маленькая в норке
Тихо
грызла хлеба корку.
Поскрести
ногтями по коленям.
«Хрум,
хрум!» —
Что
за шум?
Сжимать
пальцы в кулачки и разжимать их.
Это
мышка в норке
Хлебные
ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
«Лягушата»
(массаж тела)
Выполнять
движения, соответствующие тексту:
Педагог.
Педагог.
Лягушата
встали, потянулись
И
друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим
ладошкой
По
ручкам мы немножко.
А
потом, потом, потом
Грудку
мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп
тут и там,
И
немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас
уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата
скажут: «Ква!
Прыгать
весело, друзья!»
«Лиса»
Утром Лисонька
проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево
потянулась,
Солнцу нежно
улыбнулась.
Движения
выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы
сжала,
Растирать все лапки
стала —
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются
от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки,
ножки
И бока совсем
немножко.
Ну, красавица-Лиса!
Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево,
поставив руки на пояс и выпрямив спину.
«Курочки
и петушок»
(массаж ног)
Педагог.
Наседка нередко ругала цыплят:
Поглаживание подъема ноги.
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Массаж щиколоток.
Кто много клюется, тот мало клюет,
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
Кто мало растет, тот болен и худ,
Поглаживание ноги ладонями.
Кто худ и бессилен, того заклюют!» (В. Берестов)
Поглаживание коленок.
«Обезьяна чи-чи-чи»
(Дети садятся по-турецки.)
Педагог.
Обезьянка Чи-чи-чи
Продавала кирпичи.
Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию
горла.
Подбежал тут к ней Зайчонок:
— Не продашь ли кирпичонок?
Указательным и средним пальцами провести по крыльям
носа.
— Нет! — сказала Чи-чи-чи. --
Продаю я кирпичи.
Продаю я кирпичи.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
Знай, Зайчонок!
Нет слова «кирпичонок»!
(Детская песенка)
«Дружба»
(массаж пальцев)
Педагог.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Растирание
ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Поочередное массирование пальцев сначала на одной
руке, потом — на другой.
Чок-чок-чок
—
Закружился волчок.
Он жужжит, гудит, поет,
Поиграть ребят зовет.
«Паровоз»
(массаж спины)
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Педагог.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны
говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!»
(Н. Френкель)
«Строим дом»
(массаж рук)
Педагог.
Целый день тук да
тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от
кисти к плечу.
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучат,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от
кисти к плечу.
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание
кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот
дом для девочек,
Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой
от кисти к плечу.
Этот дом для
мальчиков.
«Пробежаться» пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.
Как мы славно заживем,
Погладить ладонью правую руку.
Будем песни распевать,
Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки»).
Веселиться и плясать.
«Труба»
(массаж
биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний)
Педагог.
Ба-ба-ба —
Провести
всеми пальцами по лбу от середины к вискам — 7 раз.
На крыше есть труба.
Бу-бу-бу —
Кулачками провести по крыльям носа — 7 раз.
Надо чистить трубу.
Бы-бы-бы —
Растереть ладонями уши.
Валит дым из трубы.
(И.
Мусова)
Всех зовем на новоселье!
Начинается веселье.
«Петушок»
(массаж
шеи)
Педагог.
Петя, Петя-петушок
Наклоны головы вправо-влево.
Целый день учил стишок.
А запомнил он строку
Наклоны головы вперед-назад.
Лишь
одну — «Ку-ка-ре-ку!» (В. Данько)
На последнее слово — на каждый слог ударять руками по
бедрам.
«Кисонька»
Ребята проговаривают чистоговорку.
Хором.
Са-са-са —
Поглаживание
ладонями шеи.
Кисонька-краса.
Сы-сы-сы —
Кулачками
провести по крыльям носа — 7 раз.
Есть у кисоньки усы.
Исы-исы-исы —
Провести
пальцами по лбу от середины к вискам — 7 раз.
Молоко для кисы.
Иса-иса-иса —
Ладонями
растирать уши.
Бантиком играет киса.
«Котики пушистые»
Педагог.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа — 4 раза.
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где
ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от
середины к вискам — 4 раза.
Щечка, шечка!
Пальцами погладить щеки сверху вниз — 4 раза.
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка.
Погладить
ладонями шею.
Будут чистенький сынок
Растереть ладошками уши.
И котенок-малышок.
Потереть
ладони друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают,
показывая:
—
Лапки мыли?
— Мыли!
—
Ушки мыли?
— Мыли!
—
Хвостик мыли?
— Мыли! Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые.
«Козлик»
(гимнастика
для мышц шеи)
Дети проговаривают чистоговорку.
Хором.
Ома-ома-ома —
Стоит козлик у дома.
Поднимать и опускать голову, руки,
согнутые в локтях, перед грудью, кисти опущены вниз, пальцы соединены вместе.
Оме-оме-оме —
Хорошо в высоком доме.
Качать
головой вправо-влево, положение рук то же.
Ме-ме-ме —
Подойди-ка ты ко мне.
Поднимать и опускать голову, делая
призывные движения руками.
Мот-мот-мот —
Качать головой вправо-влево, грозя пальцем.
Не ставь копытца на комод.
Массаж
тела и лица
Педагог.
Спинка, спинка.
Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок.
Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок.
Нажать указательным пальцем на кончик носа.
—
Хозяин дома?
Указательными пальцами потереть крылья носа
— Дома!
— Гармонь готова?
Ладонями растереть уши.
— Готова!
— Можно поиграть?
Погладить шею.
—
Да!
(Детская потешка)
Ладонями погладить грудь, живот, ноги.
«Пальчики»
Педагог.
Пальчики на ножках,
Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.
Как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать научу.
Разведу вперед-назад
Один палец
тянуть рукой на себя, другой — от себя.
И сожму руками.
Здравствуйте, пальчики,
Сжимание
ладонями пальцев ног.
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)
«Кошки –мышки»
Педагог.
Вправо, влево смотрит кошка:
Смотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.
— Мяу-мяу,
где ты, крошка? —
А
мышонок ей в ответ:
—
Там, где был, меня уж нет! —
«Считалка для мышки»
Хором.
Раз,
два, три, четыре,
Провести руками по шее от затылка к груди — 4 раза.
Сосчитаем
дыры в сыре.
Мягко поглаживать шею ладонями сверху вниз.
Если в
сыре много дыр,
Указательными пальцами, мягко надавливая, провести по крыльям носа — 4
раза.
Значит,
вкусным будет сыр.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам — 4 раза.
Если в нем одна дыра,
Раздвинув указательный и безымянный
пальцы «вилочкой», растереть точки перед и за ушами.
Значит,
вкусным был вчера.
(В. Левин)
Потереть ладони друг о друга.
«Труба»
(массаж носа)
Ребята
проговаривают чистоговорку.
Хором.
Ба-ба-ба — заиграла труба.
Большими
пальцами потереть указательные.
Бу-бу-бу — задудели мы в трубу.
Бе-бе-бе — я играю на трубе.
Массировать ноздри указательными пальцами снизу вверх
и сверху вниз.
Поросенок
восхищен:
«Как
гудит аккордеон!
Очень
мне по сердцу он.
Я
бы хвостиком вертел,
Если
бы играть умел,
Если
б я играть умел!..»
«Сорока»
Дети проговаривают
чистоговорку.
Хором.
Ока-ока-ока —
Потереть
ладони друг о друга.
Где живет сорока?
Оки-оки-оки —
Не найти гнездо
сороки.
Приставить ладони ребрами ко лбу, как
козырек, и энергично растирать лоб движениями в стороны — к середине лба.
Ок-ок-ок —
Кулачками
провести под крыльями носа.
На, поклюй-ка колосок!
Ку-ку-ку —
Попить лети ты на реку.
Раздвинуть указательные и средние пальцы
«вилочкой» и растирать точки перед и за ушами.
Ко-ко-ко —
А река-то далеко!
Мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз.
«Мочалочка»
Педагог.
Трем рукой-мочалочкой
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя.
Пятки и носочки —
Вверх-вниз,
вверх-вниз,
Ножку до коленочка —
Вверх-вниз,
вверх-вниз,
Мы помоем чистенько
—
Вверх-вниз,
вверх-вниз.
А
бедро разотрем —
Вверх-вниз,
вверх-вниз,
Отдыхать пойдем —
Вверх-вниз, вверх-вниз.
(по Е. Сайкиной, Ж. Фирилевой)
«Петушок»
(массаж
шеи)
Педагог.
Через поле, через реку
Крикнул Петя:
«Кукареку!»
Левой рукой обхватить шею с правой
стороны и погладить ее, проводя ладонью к основанию горла. Повторить то же
правой рукой.
На
высоком берегу
Эхо
вторило: «Ку... ку!»
(В.
Борисов)
Указательным и большим пальцами оттянуть кожу на шее и
отпустить ее.
«Башмачки»
Хором.
А-чки-чки-чки!
Стоя на месте, перекаты с пятки но носок.
Мы купили башмачки!
Ой, какие мы купили
Не отрывая носков от пола, постукивать пятками.
Веселые
башмачки.
Разок шагнешь,
Шаг на месте на
всей стопе.
Другой шагнешь,
А потом, потом, потом
Кружение на всей
стопе.
Плясать пойдешь!
(Н. Пикулева)
Комплекс
общеразвивающих упражнений
(для улучшения
осанки)
Педагог.
У меня спина прямая,
Я наклонов не боюсь.
Наклоны
вперед, руки в стороны.
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
Поворачиваюсь.
Повороты туловища вправо-влево, руки на поясе.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой,
Ходьба по
кругу, руки за голову.
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
Поклон, приседание, наклоны в стороны с прямой спиной.
И присесть, и
наклониться.
Повернусь туда-сюда!
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)
«Лягушата»
Хором.
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
Протягивают согнутые в локтях руки вперед, пальцы широко раздвинуты.
Спинки прогибаются,
Слегка
прогибаются назад.
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали,
Хлопки в
ладоши.
Ладошками пошлепали.
Шлеп по грудке, по руке,
Хлопать ладонями по груди, одной руке, бокам и спине
(докуда достают руки).
По бокам и по спине.
По другой руке стучали
И нисколько не устали.
Похлопать по второй руке от кисти к плечу.
Застучали по ногам —
Хлопки по ногам снизу вверх.
Шлеп-шлеп-шлеп,
тарам-пам-пам!
А потом, потом, потом
Кулачком все разотрем.
Кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги.
Ладошками себя погладим
И спиночку свою распрямим.
Погладить себя мягкими движениями ладоней. Встать,
хорошо выпрямив спину.
«Спинка-тростинка»
(массаж
спины)
«Лягушата» построились друг за другом, стали спинки гладить, выпрямлять.
Педагог.
Лягушата встали,
Встать, выпрямившись.
Спинки показали.
Вот прямая спинка,
Погладить ладонями спину сверху вниз.
Спинка-тростинка.
Ладошками стучали,
Похлопать ладошками по спине сверху вниз.
Спинку выпрямляли.
Пальчики бежали,
Быстро «пробежаться» пальчиками по спине.
Спинку выпрямляли.
Кулачки стучали,
Поколачивание
кулачками.
Спинку выпрямляли.
Вот какая спинка,
Поглаживание
спины ладонями мягкими движениями.
Спинка-тростинка.
«Дружок»
Дети стоят парами по всему залу.
У меня такие
ручки!
Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.По-смо-три!
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят по ручкам друг друга.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок!
У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.
По-смо-три!
Я пощиплю их немножко. Легко щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки друг друга.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок. Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок!
У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.
По-смо-три!
Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок!